SCImago Journal & Country Rank

В период XX – начала XXI века вернакулярный и визионерский энвайронмент и архитектура становятся одними из наиболее заметных феноменов аутсайдерского искусства и маргинальной культуры. Значительная часть данных объектов связана с различными религиозными верованиями, часто представляющими синтез традиционных религий и новых религиозных течений. Пространственные комплексные сооружения, включающие архитектурные формы, скульптуру, ландшафтные объекты, создаваемые художниками-самоучками и визионерами, репрезентуют в своём роде «личные религии» авторов. В этих своеобразных пространственно-архитектурных «бриколлажах» аутсайдеры и визионеры соединяли символику, иконографию и визуальные коды традиционного религиозного искусства, эстетику и образность народной культуры, мотивы и темы профессионального искусства и современных авторам масс-медиа. Исследование представляет анализ визионерских и вернакулярный энвайронментов и архитектуры, выбранных по принципу полярности высказывания и презентующих индивидуалистские религиозные концепты. Теоретическая база исследования опирается на религиоведческие категории (официальная, народная и индивидуальная религия), а также на корпус исследований визионерского и аутсайдерского искусства и вернакулярной архитектуры. Методами исследования определены дискурс-анализ, семиотический и иконографический анализ. Материалом исследования послужили американские и европейские любительские и визионерские энвайронменты и вернакулярная архитектура ХХ – начала XXI веков (Идеальный дворец Фердинанда Шеваля, Маленькая капелла брата Деода, Райский Сад Говарда Финстера, Дом Второго пришествия Исайи Робертсона и др.). В ходе исследования выявлены дискурсивные закономерности данного круга объектов, их типические и специфические характеристики: гибридность и синтетизм энвайронментов, мультикультурализм и реализацию идей индивидуальной религии, мессианство авторов.

Ключевые слова: вернакулярный энвайронмент, визионерский энвайронмент, вернакулярная архитектура, аутсайдерское искусство, ар брют, маргинальная культура, индивидуальная религия

DOI: 10.22250/20728662_2024_1_67

Скачать статью (PDF)

Об авторе

Суворова Анна Александровна – доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена; 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Moйки, 48; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.