Несмотря на то, что хумс является одним из основных налогов в исламе, эта тема почти не исследована в востоковедении и религиоведении. В данной статье проведено сравнительное исследование основных аспектов определения хумса в шиитской и суннитской религиозных традициях. Анализируя постановления современных муджтахидов, религиозную практику и жизнь шиитов, мы приходим к выводу, что самым популярным налогом в шиизме является хумс. Хотя закят является одним из наиболее исследованных видов мусульманских «налогов», в современном шиизме очень мало мусульман на самом деле выплачивают его. В свою очередь хумс не получил широкого распространения среди суннитов и трактуется последними по-разному. Особое внимание уделено «природе» хумса. Обязательство выплаты хумса прежде всего вытекает из аятов Священного Корана и хадисов от пророка Мухаммеда (и имамов в шиизме). Сейчас, в эпоху «великого сокрытия» имама Махди, шииты-двунадесятники платят половину или весь хумс муджтахидам, которым они следуют (марджа ат-таклид). Наибольший интерес представляет сила религиозного авторитета этих марджа ат-таклид. Никаких санкций с юридической точки зрения за невыплату хумса не предусматривается, поскольку соблюдение закона полностью базируется на богобоязненности мусульман и религиозном авторитете соответствующего муджтахида. Именно во многом благодаря хумсу шиитские клерики являются экономически независимыми сегодня.
Ключевые слова: хумс, ислам, шиизм, суннизм, муджтахид, марджа ат-таклид, исламское право, исламская экономика
DOI: 10.22250/20728662_2024_1_59
Об авторе
Тагиев Акиф Сахавет оглы – доктор философии в сфере права, исследователь кафедры исламского права Университета религий и конфессий (г. Кум, Иран); исследователь департамента социально-культурного разнообразия Института Макса Планка по изучению религиозного и этнического разнообразия (г. Геттинген, Германия); tahiiev@mmg.mpg.de |