Статья посвящена исследованию жизненного пути последнего селькупского шамана Г.Е. Мандакова, личности, широко известной среди селькупов. Тема известных представителей народа у селькупов остается малоизученной, в чём заключается её научная значимость и новизна. Актуальность темы связана с важностью сохранения истории и культуры селькупов. В результате исследования были сделаны следующие выводы. Из-за давления, оказываемого на шаманов советской властью, Мандаков, имея задатки шамана и шаманскую наследственность, не смог пройти через обряд посвящения, обучиться шаманскому мастерству у шаманов своего рода и получить родовых духов-помощников. Чтобы заниматься шаманской деятельностью, он воспользовался неполным комплектом атрибутов умершего мужа-шамана своей первой жены. Нарушение Мандаковым традиции шаманского посвящения привело к тому, что, воспринимаясь в обществе шаманом, он не камлал, не лечил, не прятал от чужих своего шаманского дара и атрибутов, как было положено традиционному селькупскому шаману, проявлял странности в поведении и, по сути, превратился в того, кого мы сейчас называем экстрасенсом. Однако, несмотря ни на что он был яркой личностью, человеком своего времени и заслужил место среди знаменитых людей селькупского народа.
Ключевые слова: селькупы, последний селькупский шаман, традиции шаманизма, трансформации шаманизма
DOI: 10.22250/20728662_2023_4_80
Об авторе
Степанова Ольга Борисовна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела этнографии народов Сибири, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН; 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 3; stepanova67@mail.ru |