Библейский миф о потопе, в котором праведник Ной, получив предупреждение от Бога о грядущем катаклизме, спасается в ковчеге на горах Араратских, становится истоком, своеобразной первичной матрицей-основой формирования сюжетов и образов, связанных со священной горой. В статье прослеживается, как на основе уже существующего архетипа складывался обогащённый новыми деталями и несущий в себе множество накопленных культурных смыслов текст. Представлена общая тенденция в развитии мотивов, их возможные разновидности, выделены связанные с горой Арарат устойчивые и универсальные мотивы и образы. Исследование показало, что, согласно запискам путешественников, святость горы Арарат подтверждалась всё новыми и новыми классификаторами, сакрально отмеченными объектами, расположенными в регионе спасительной горы, олицетворяющей центр, «точку отсчёта» священного пространства. Города, основанные Ноем, могилы святых, могила самого Ноя и его жены Ноемзар, чудодейственные родники и источники, священные деревья, расположенные у подошвы горы Арарат, сакральные места, связанные с событиями из жизни пророков, апостолов, христианских мучеников, церкви, возведённые в их честь – все эти соотносимые со священной горой, а следовательно, и почитаемые, объекты, являлись составляющими сакральной географии, основополагающими точками локальной мифологии. Разнохарактерная информация, содержащаяся в путевых очерках странствователей по Востоку, имеющая под собой библейскую «подпочву», вкупе с материалами, зафиксированными путешественниками на месте, из первых рук, позволяет составить «Европейский свод сказаний о горе Арарат и сакральной территории вокруг неё».
Ключевые слова: библейский текст, библейская гора, сакральная география, легенды, записки путешественников, интертекстуальность
DOI: 10.22250/20728662_2023_3_32
Об авторе
Карагезян Гоар Левоновна – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник; Институт литературы им. М. Абегяна НАН РА; 0015, Республика Армения, г. Ереван, ул. Григора Лусаворича, 15; gkaragyozian@gmail.com |