SCImago Journal & Country Rank

С древности люди наделяют женьшень чудодейственными свойствами. В сознании жителей дальневосточного фронтира женьшень является растительным воплощением Духа Леса и Северо-Востока Китая связана с тотемизмом, анимизмом и антропоморфизмом – в фольклорных сказаниях чудо-корешок обретает зооморфный, орнитоморфный, тероморфный, энтомоморфный, антропоморфный облики. Встреча с эманациями женьшеня чревата для человека испытанием его праведности и знания Закона тайги. В данной публикации морфология мифологической сюжетики, сопровождающей женьшень, исследуется на основе лексико-семантического анализа именований растения, проецируется на фольклорные нарративы, собранные в первой половине XX русскими и китайскими исследователями на территории дальневосточного фронтира. Авторы делают вывод о том, что, невзирая на разницу идеологических посылов изучаемых фольклорных собраний (русская дореволюционная публицистика, китайские хроники, издания Маньчжу-диго, сборники 1960-х гг.), мифология женьшеня, его священных атрибутов, разнообразных воплощений демонстрирует свою универсальную архетипическую устойчивость, отражая региональную специфику синкретической религиозности населения дальневосточного фронтира.

Ключевые слова: женьшень, дальневосточный фронтир, китайский фольклор, священное, фитолатрия, анимизм, антропоморфизм, мифема

DOI: 10.22250/20728662_2023_2_111

Скачать статью (PDF)

Об авторах

Забияко Анна Анатольевна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой литературы и мировой художественной культуры; Амурский государственный университет; 675027, Россия, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21; sciencia@yandex.ru

Е Янян – младший научный сотрудник Лаборатории фронтирных исследований, аспирант кафедры литературы и мировой художественной культуры,
Амурский государственный университет, 675027, Россия, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.