Статья посвящена реконструкции ранее не рассматривавшегося аспекта символизма котла в казахской традиционной культуре. Обычно котёл рассматривается как символ достатка и благополучия, символ отдельной семьи, а также единства человеческого коллектива и мира, но в ходе анализа обрядов и фольклорных материалов, связанных с котлом, был выделен ранее не раскрывавшийся аспект символизма котла у казахов. Автор статьи приходит к следующим результатам. Сакральность котла, зафиксированная у скифов, гуннов, тюргешей, кипчаков в определённой степени сохранилась у современных казахов, она проявляется не только в семейном быту, но и в разных сферах общественной жизни. Котёл у казахов занимал особое место в ритуалах, связанных с родами и со смертью. Также в обрядах, связанных с браком, можно вычленить триаду «мужчина – его жена – его котёл». Эту связь автор объясняет путём реконструкции забытого мифологического образа казана. Поскольку котёл как сосуд для приготовления пищи является символом женского, материнского начала, на символическом уровне он может выступать в качестве «супруги» мужчины и «матери» ребенка. Ритуалы и манипуляции с котлом во время родов и после них, возможно, были нацелены на активизацию женского, материнского начала, олицетворяемого котлом, с целью облегчить роды и защитить новорождённого. Результаты исследования важны для понимания истории древних культов тюркских народов, особенностей их проявления в современной культуре народа, несколько веков назад принявшего ислам.
Ключевые слова: казахи, тюрки, древние культы, Великая мать, котёл, обряды, традиционные верования
DOI:10.22250/20728662_2023_2_103
Об авторе
Наурзбаева Зира Жетибаевна – кандидат философских наук, главный редактор сайта казахской мифологии и культуры Otuken.kz; |