В статье рассмотрены современные мемориальные практики православных чувашей: поминальные обычаи после смерти человека, общие ежегодные поминовения предков, жертвоприношение, организация поминальной трапезы, одаривание участников ритуала, устройство кладбищ и могил, новации. В ходе анализа материала охарактеризована взаимосвязь традиционных элементов и новаций, возникших в том числе под влиянием современных информационных технологий, в процессе функционирования и формирования новых культовых практик, связанных с поминовением предков. Работа основана на полевых материалах автора, собранных в разных районах проживания чувашей в Урало-Поволжья. Исследование показало, что в современных мемориальных практиках православных чувашей частично сохраняются элементы традиционных (чувашских) поминальных обрядов, которые особенно заметны в обрядах жителей конфессионально-смешанных (православно-языческих) селений. Однако в своей основе мемориальные практики носят христианский характер и ориентированы на календарные даты, акциональную и атрибутивную стороны православной поминальной культуры. Под влиянием урбанизации, усиливающейся роли РПЦ в российском обществе, глобализационных процессов они трансформируются: смещаются сроки проведения отдельных ритуалов, внедряются новации в атрибутику, мемориальные практики всё больше интегрируются в современное информационно-коммуникационное пространство.
Ключевые слова: православные чуваши, мемориальные практики, поминальные обычаи и обряды, новации
DOI: 10.22250/20728662_2023_2_89
Об авторе
Ягафова Екатерина Андреевна – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой философии, истории и теории мировой культуры; Самарский государственный социально-педагогический университет; |