Практика экзорцизма пришла в Россию в XVII веке, когда католический обряд был включён в православные молитвенники митрополитом Петром Могилой. В XVIII и XIX веках экзорцизм был редкостью, какое-то время он был даже запрещён государством. До революции началась мода на экзорцизм, в то же время просвещённое общество придерживалось мнения, что одержимые больны нервным заболеванием. В новой России возродилась практика изгнания нечистой силы, она началась с простых священников; позже появились влиятельные старцы-экзорцисты, привлекающие тысячи людей на так называемые «отчитки» (ритуалы экзорцизма). Современная практика отчитки имеет очень мало общего с дореволюционной русской практикой и ещё меньше с классическими случаями одержимости, описанными в раннехристианской литературе. Отчитка сегодня – это своеобразный спектакль, содержащий ряд паттернов, схожих с современными экзорцистскими практиками католицизма и протестантизма. Трансформация практики экзорцизма под влиянием историко-культурных реалий является показателем трансформации самого христианства, которое впитывает внешние влияния (политические, религиозные, эзотерические, культурные). Таким образом, данное исследование не является антропологическим или социологическим, а использует рамки культурологических исследований, его внимание сосредоточено на представлениях о практике и идеологии экзорцизма, прежде всего сформировавшихся в кругах православного духовенства, богословской элиты, определяющей этот дискурс в современном мире. Россия. Цель данной статьи – показать, как экзорцизм в современной Русской православной церкви соотносится с русской культурой Нью-эйдж. Рассматриваются следующие вопросы: как и почему возможна его корреляция с христианской практикой экзорцизма? Как формировалась эта практика в современном русском православии? Как она реализуется сейчас и какие элементы Нью-эйдж в ней присутствуют?
Ключевые слова: экзорцизм, русское православие, одержимость, Нью-эйдж, западный эзотеризм, христианство, СССР
DOI: 10.22250/20728662_2023_2_66
Об авторе
Носачев Павел Георгиевич – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; 115184, Россия, г. Москва, ул. Новокузнецкая, 23Б; |