SCImago Journal & Country Rank

В данной статье кампания по изъятию церковных ценностей 1922 г. в Западной Сибири рассмотрена через призму плана большевистских лидеров В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого по дезинтеграции Русской православной церкви как социального института. Опираясь на архивные материалы, сведения из опубликованных источников, труды историков, в последовательной взаимосвязи представлены следующие события: изъятие церковных ценностей и его этапы; сопротивление верующих конфискации культовых предметов; репрессивная политика большевиков и роль органов ГПУ. В ходе исследования установлено, что изъятие церковных ценностей в православных приходах Западной Сибири проходило в целом мирно, а эксцессы если и фиксировались, то не сопровождались со стороны верующих, за редким исключением, грубым насилием. Сопротивление конфискациям в своём самом радикальном проявлении, в большинстве случаев, выражалось в недопущении представителей комиссии в храм, в выкриках протестующих верующих, в которых проклинались богохульники-коммунисты. Несмотря на это, мероприятия по конфискации ценностей в ряде регионов завершались репрессиями и открытыми судебными процессами по делу, как было принято упоминать в прессе, «церковников». Как правило, прихожане и клирики обвинялись в контрреволюционной агитации под религиозным предлогом. Установлено, что главной целью судебных мероприятий в рамках изъятия церковных ценностей в регионах была нейтрализация активных иерархов и священнослужителей «тихоновского» направления и содействие распространению обновленческого движения в Русской православной церкви, более лояльного к советской власти. Кроме того, установлено, что конфискованное у Русской православной церкви по своей совокупной стоимости совершенно не соответствовало предполагаемым расчётам партийного руководства. Результаты кампании по изъятию для Русской православной церкви в целом и для Западной Сибири в частности были, очевидно, негативными: происходило осквернение храмов, экспроприация нанесла урон экономике приходов, пострадала сибирская культура – были безвозвратно утеряны и уничтожены объекты православного историко-культурного наследия, часть духовенства и верующих была подвергнута репрессиям.

Ключевые слова: Русская православная церковь, советская власть, изъятие церковных ценностей, обновленчество, репрессии, Западная Сибирь

DOI: 10.22250/20728662_2023_2_47

Скачать статью (PDF)

Об авторах

Горбатов Алексей Владимирович – доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений, Кемеровский государственный университет; 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6; gorbn1965@yandex.ru  

Дашковский Петр Константинович – доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений, заведующий лабораторией этнокультурных и религиоведческих исследований; Алтайский государственный университет;
656049, Россия, г. Барнаул, ул. Димитрова, 66, каб. 312; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.