В статье исследуется образ преподавательской корпорации духовной семинарии на примере преподавателей Пермской духовной семинарии. Деятельность корпорации рассматривается в контексте общественного положения духовных семинарий на рубеже XIX–XX веков. Цель исследования – показать источниковедческий потенциал документов для восстановления образа преподавательской корпорации, с тем чтобы проследить, какое влияние преподаватели оказывали на учеников. Данная проблема ещё не рассматривалась в научной литературе. Актуальность вопроса обусловлена необходимостью осознания факторов, которые влияли на протестное движение семинаристов на рубеже XIX–XX веков, а также того, какую роль играли педагоги в жизни учеников. В статье рассмотрен механизм работы с документами, отражающими историю преподавательской корпорации Пермской духовной семинарии. Сложность данного вопроса состоит в том, что изучение работы преподавателей, их методики и влияния на учеников требует привлечения разнообразных источников. Основными источниками данной статьи являются мемуары воспитанников Пермской духовной семинарии, материалы Учебного комитета, адрес-календари. Ученики в своих мемуарах очень ярко и образно рассказывали о деятельности учителей. Однако сложность работы с данными материалами состоит в том, что мемуары порой бывают субъективны, а сведения, которыми оперируют их авторы – неточны. Проведённое исследование демонстрирует специфику каждого документа как исторического источника, показывает, что комплексный анализ документов позволяет преодолеть субъективность мемуаров, неточность изложенных сведений. На основе анализа комплекса документов Пермской духовной семинарии автор приходит к выводу, что преподаватели на рубеже веков не являлись монолитной силой. В условиях общественного подъёма поиск своего места в жизни занимал не только учащихся, но и обучающих. Замкнутая сословная структура общества создавала ощущение бесперспективности существования, чувство социальной незащищённости. Это ощущение вырабатывало различные ответные реакции и жизненные позиции среди преподавателей, которые нередко сказывалась на учениках. Члены преподавательской корпорации очень по-разному относились к власти, некоторые из них пополняли ряды оппозиционных сил, расшатывая систему изнутри.
Ключевые слова: духовные семинарии, протестное движение, учительская корпорация, мемуары, исторический источник
DOI: 10.22250/20728662_2023_2_27
Об авторе
Попова Ольга Дмитриевна – доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России, историографии и источниковедения, профессор кафедры социологии; |