Парадигмальная неустойчивость общества актуализирует морально-нравственную и религиозную тематику и провоцирует инструменталистское отношение к религии и, отчасти, к морали. Стремление использовать эти формы общественного сознания в политических целях противоречит их главному назначению в обществе. Мораль и религию объединяет их близость к человеку в плане духовного воздействия, формирование психологии солидарности на уровне горизонтальном, что отличает их от идеологии, нацеленной на созидание вертикальной коммуникации (гражданин – государство). Существенными характеристиками нравственности являются общезначимость и приоритет общественных ценностей, что гармонизирует лично-общественные отношения. Пространство светской морали ограничено посюсторонней реальностью. В теологической системе нравственность и духовность (христианская мораль) различаются как ступени духовного самосовершенствования. Нравственные поступки принимаются и одобряются обществом, а духовность определяется принятием Бога. Религия и мораль различаются институционально. Религия структурирована, что обеспечивает её влияние на различные сферы жизни. Наличие морали в обществе, как правило, малозаметно, но её отсутствие чревато духовной деградацией общества.
Ключевые слова: религия, религиозный консерватизм, синтетическая объединительная религия, политизация религии и морали, «разумный эгоизм», принцип автономии морали
DOI: 10.22250/20728662_2022_4_139
Об авторе
Бязрова Джульетта Бароновна – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных наук, |