Основные этапы жизни орочонской шаманки Гуань Коуни (1935–2019) отражают историю тунгусского шаманизма после образования КНР. Молодая орочонка в соответствии с традицией стала шаманкой и начала свой путь «избранницы» и «хозяйки» духов. Политика вытеснения шаманизма в 1952 г. наложила запрет на шаманское призвание и отправление шаманских ритуалов. До начала 1960-х гг. в отдельных случаях шаманские обряды совершались, но негласно. «Культурная революция» ставила цель удалить из сознания и жизни все «пережитки прошлого». Однако шаманизму и шаманам удалось пройти через этот сложный период и сохраниться в этнических культурах Северо-Восточного Китая. В конце 80-х гг. XX в. в русле политических реформ начинается возрождение шаманизма. Гуань Коуни, как и другие дожившие до этого времени шаманы, возвращается к традиционным шаманским практикам. С конца 90-х и особенно с начала 2000-х гг. на шаманизм и шаманов оказывает влияние государственная политика перепрофилирования шаманизма из религии в объект нематериального культурного наследия. Судьба и деятельность шаманки Гуань Коуни – яркий пример эволюции орочонского шаманизма после 1949 г. Особенности шаманизма заставляют с осторожностью подходить к любым суждениям о сущности, прошлом, настоящем и будущем шаманизма. Это утверждение относится и к шаманизму орочонов Северо-Восточного Китая. Очевидно, что традиционный шаманизм здесь ушёл в прошлое. Преждевременно, однако, делать вывод о его исчезновении вообще. Вполне вероятна ревитализация шаманизма в новых формах и сущностных характеристиках.
Ключевые слова: шаманизм, тунгусы, орочоны, Северо-Восточный Китай, генезис религии, эволюция религии
DOI: 10.22250/20728662_2022_4_111
Об авторах
Забияко Андрей Павлович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой религиоведения и истории, |
|
Ван Шуай – аспирантка, младший научный сотрудник Лаборатории фронтирных исследований Амурского государственного университета; |