В статье анализируется символика воздушной стихии на материале русских народно-православных поэтических текстов (духовных стихов). Целью является комментированная каталогизация множества ипостасей стихии воздуха. Ранее проблема символики воздушной стихии на указанном материале не подвергалась комплексному изучению, что обусловило новизну работы. Её актуальность связана с тем, что символика природных стихий в литературе и фольклоре является предметом многочисленных исследований по данным разных этнических традиций. Предлагаемая работа встроена в эту научную парадигму и позволяет скорректировать сведения о роли образов природной стихии в поэтике фольклорного текста. Методика исследования обусловлена особенностями структуры и генезиса жанра русских духовных стихов: с одной стороны, описывается и комментируется фольклорное произведение; с другой – учитывается книжная традиция, стоящая за ним. В связи с этим ставится проблема фольклоризации книжных источников в народной культуре. Многообразие обликов воздушной стихии в изучаемом жанре сводится к бинарной семантической матрице: это символ жизни и/или святости; это место обитания демонической, вредящей человеку силы. Положительное осмысление стихии воздуха существенно преобладает. Данная стихия реализована в образах буйного ветра; Святого Духа и дыхания Христа; благовония, наполняющего сакральное пространство. Воздух знаменует и Божественную силу, явленную в чуде воспарения над землёй. Со стихией воздуха связаны и представления о человеческой душе, хотя облик души зачастую имеет предметный, физический характер. Также через воздушную стихию, согласно народно-поэтическим взглядам, пролегает путь на тот свет. Антихрист определён как бездушный бог. Таким образом, стихия воздуха – это стихия жизни.
Ключевые слова: духовные стихи, поэтика, фольклор, символика, воздушная стихия
DOI: 10.22250/20728662_2022_4_93
Об авторе
Петров Александр Михайлович – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт языка литературы и истории Карельского научного центра РАН, |