В представлении о Трёх Прибежищах осмысляется в буддизме религиозный аспект учения, в соответствии с которым именно Будда, его учение и основанная им община представляют собой прибежище от страданий сансары, в котором тот, кто ищет религиозного спасения, может найти путь к просветлению и нирване. Первое Прибежище – это Будда, но так как его природа тождественна природе других будд и бодхисаттв, то, обретая прибежище в одном из них, адепт обретает его в них всех. Тем самым последователь учения Будды становится и объектом его великого сострадания (mahākaruṇā), то есть сострадания деятельного и позволяющего буддам и бодхисаттвам активно помогать сансарическим существам на пути к спасению. Второе Прибежище – это учение Будды, в котором представлен путь к спасению и указаны действия, которые человек должен предпринять для достижения нирваны. Третье Прибежище – это буддийская община, которая хранит учение и помогает своим членам совершенствоваться на пути к спасению. Будды и бодхисаттвы являются высшей частью общины, наставления их представляют собой учение Будды в самой чистой его форме, а все их действия, включая творимые ими чудеса, – это элементы проповеди или средства, необходимые для наиболее полного объяснения слушателям сути учения. Таким образом, все Три Прибежища в конечном счёте суть одно целое, которое разделено на три отдельных компонента только ради удобства понимания этого адептами учения.
Ключевые слова: религиозные учения древней Индии, махаяна, мадхьямака, Будда, Дхарма, сангха
DOI: 10.22250/20728662_2022_4_55
Об авторе
Бурмистров Сергей Леонидович – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник сектора Южной Азии отдела Центральной и Южной Азии |