В статье анализируется материал этнографических изысканий Д.Д. Травина на реке Печоре преимущественно в среде русских старообрядцев с. Усть-Цильма и окрестных деревень. Полученные материалы хранятся в МАЭ РАН в виде полевых дневников, фото- и предметной коллекции. Часть из этих источников будет введена в научный оборот впервые. Внимание обращается на этноконфессиональные практики и стереотипы, которые приводят к формированию границ между различными сообществами, проживающими в условиях длительного контакта. Различные формы барьеров, впрочем, не влияют на процессы межэтнического взаимодействия в рамках производства и добычи ресурсов для проживания в условиях севера (промысловая ловля рыбы, оленеводство, охота). Д.Д. Травин стал свидетелем того, как традиционная культура старообрядцев начала подвергаться воздействию внешних социально-политических факторов, не без участия представителей новой власти, активистами которой стали представители иных по отношению к старообрядцам сообществ. Именно в 1920-е годы в Усть-Цильме при непосредственном участии представителей ненецкого сообщества и приезжих из Архангельска формируется первая комсомольская организация, одной из задач которой стала борьба с религиозными традициями старообрядцев.
Ключевые слова: река Печора, Усть-Цильма, старообрядчество, русские, ненцы, коми-ижемцы, этноконфессиональные стереотипы, ресурсы, Д.Д. Травин, МАЭ РАН
DOI: 10.22250/20728662_2022_4_49
Об авторе
Ермолин Денис Сергеевич – кандидат исторических наук, ученый секретарь; |