SCImago Journal & Country Rank

Армения виделась направляющимся на Восток путешественникам в первую очередь колыбелью послепотопного человечества, в которой на горе Арарат опочил ковчег Ноя, и где был установлен завет Бога с людьми, как первая в мире принявшая христианство страна, в которой по божественной воле был сооружён Первопрестольный собор (Эчмиадзин) на месте, указанном Единородным сыном Божьим. Армянская земля рождала и хранила легенды, которые не могла не заинтересовать посетивших Армению чужестранцев. Этот письменно закреплённый, пытливый взгляд со стороны позволил уберечь целый пласт национальной культуры, который мог быть предан забвению в той среде, где он возник. Единожды запротоколированная путешественником информация начинала функционировать в рамках жанра путешествий, пополняя базу данных об Армении. Внутрижанровая циркуляция зафиксированных сведений привела к выработке в литературе путешествий устойчивых тем и образов, относящихся к периоду христианизации Армении (истории о проповеднической деятельности и мученической кончине Св. Варфоломея и Св. Иуды-Фаддея, о царе Трдате и Григории Просветителе, о заточении последнего в Хор Вирап, о мученичестве Рипсимеанских дев, о строительстве Эчмиадзинского собора на том месте, которое указал явившийся во сне Григорию Просветителю сын Божий, о роднике Св. Иакова, о восхождении Св. Иакова на Арарат с целью увидеть Ноев ковчег, об Араратских мучениках, о Сорока мучениках Севастии и др.), что даёт основание говорить о канонизации пересказанного путешественниками фольклорного и литературного материала. Особый интерес для путешественников представляла история Святого копья и связанные с ним предания и легенды. В статье рассматриваются тексты из записок европейских и русских путешественников, связанные с величайшей христианской реликвией, история которой прослеживается от самой Голгофы – Святым копьём, принесённым в Армению апостолом Фаддеем. Согласно зарегистрированным путешественниками легендам, Святое копьё, будучи сакрально значимой реликвией, охраняемой Высшими силами, обладает также целительными свойствами. Записки путешественников помогают воссоздать историю «странствия» Святого копья, вносят ясность в датировку его местонахождения (первоначально оно хранилось в монастыре Айриванк, переименованный в Гехардаванк (Монастырь Святого Копья), а впоследствии его перенесли в Эчмиадзинский собор).

Ключевые слова: святое копье (Гехард), Гехардаванк – Эчмиадзинский собор, записки путешественников, сакральный артефакт, легенды

DOI: 10.22250/20728662_2022_4_23

Скачать статью (PDF)

Об авторе

Карагезян Гоар Левоновна – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт литературы им. М. Абегяна НАН РА;
0015, Республика Армения, г. Ереван, ул. Григора Лусаворича 15; gkaragyozian@gmail.com