Античный миф, являясь неотъемлемой частью европейской культуры, обладает широкой интерпретативной подвижностью, благодаря которой его понимание может варьироваться в зависимости от культурного контекста. Начиная с Эллинистической эпохи происходит процесс морализации персонажей и образов античной мифологии, который достигает своего пика в моральной эмблеме Нового Времени. К концу XVII – началу XVIII столетия понимание античной мифологии как образной системы, призванной аллегорически пояснять христианские ценности и понятия, начинает постепенно уходить на периферию. Поиск «исторического» объяснения, пока ещё в рамках христианского дискурса эпохи, находит своё выражение в популярности эвгемерической трактовки античных сюжетов. Однако под влиянием рационализма Нового Времени постепенно начинают предприниматься попытки сравнительных исследований, где Античность становится в один ряд с другими культурами, а, значит, освобождается от статуса образной системы, апроприированной христианством. Во второй половине XVIII века благодаря статьям французских просветителей и трудам И. И. Винкельмана подготавливается благоприятная почва для понимания античного мифа не как абстрактной системы, но как части религии античного мира, как результата деятельности целого народа. Античность начинает пониматься как Другой, для изучения которого нужны профессиональные учёные. Немецкий романтизм начинает смотреть на Античность в рамках всеобщего исторического процесса. Античный миф ставится в один ряд с национальными легендами, его образная система замыкается в собственной самобытности. Так, Романтизм становится почвой, на основании которой зарождается подлинно исторический взгляд на античную мифологию.
Ключевые слова: античный миф, моральная эмблема, эвгемеризм, романтизм, аббат А. Банье, французские энциклопедисты, И.И. Винкельман, братья Шлегели, Г. Шваб, историзм
DOI: 10.22250/20728662_2022_3_111
Об авторе
Брук Елизавета Григорьевна – научный сотрудник, Государственный музей истории религии; |