SCImago Journal & Country Rank

Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи сакральных компонентов, магических функций алиментарной культуры тунгусо-маньчжуров и палеоазиатов Дальнего Востока с механизмом антропологической и этнокультурной идентичности. В соответствии с традиционной пищевой моделью коренные народы дальневосточного региона полностью обеспечивали себя продуктами животного и растительного происхождения, которые они добывали охотой, рыболовством, морским зверобойным промыслом, собирательством даров природы в тайге, тундре, на морском побережье. В результате межэтнических контактов, обмена и торговли в их алиментарный институт стали постепенно, но неизбежно проникать отдельные виды пищи и приправ: мучные и молочные изделия, сахар, соль, перец, горчица и т.п. В комплексе верований и ритуалов до настоящего времени сохранилось много сюжетов, связанных с пищевыми табу, с магическими воздействиями на человека после употребления некоторых видов еды. Пищевые запреты классифицируются в зависимости от возраста человека, пола, его социального положения в обществе, соблюдаются во всех сферах жизни, в обрядах жизненного цикла, в комплексе праздников и в шаманстве, в системе народной педагогики и этнической идентичности. Новизна исследования основывается на авторской концепции, по которой нарушение запретов в сфере традиционной и современной пищевой модели, магические свойства некоторых видов еды, связываются с потенциальной возможностью деструктивной трансформации не только этнического, но и в целом – человеческого облика. Употребление некоторых видов европейских продуктов, особенно углеводов, считается причиной запуска необратимых процессов в организме, приводящих к появлению инокультурных и даже европеоидных антропологических и физиологических характеристик. Человек, похищенный мифическими таёжными великанами и отведавший их еды, теряет человеческую внешность и превращается в подобное же существо. Традиционная пища выступает в качестве важного ресурса, сохраняющего этническую идентичность и социокультурную стабильность, в качестве механизма адаптации к заимствованиям, обеспечивающего необходимый баланс «материальности» и «духовности» алиментарной сферы.

Ключевые слова: Дальний Восток, тунгусо-маньчжуры, палеоазиаты, алиментарная культура, запреты, магия, этнокультурная идентичность

DOI: 10.22250/20728662_2022_3_77

Скачать статью (PDF)

Об авторе

Березницкий Сергей Васильевич – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии Сибири,
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН;
199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 3; svbereznitsky@yandex.ru