В статье рассматривается тринитарное учение мелькитского писателя Сулеймана Газского, занимающего особое место в истории арабоязычного православного богословия. Во-первых, для мелькитской традиции именно с Сулеймана начинается эпоха так называемой арабской схоластики. Во-вторых, в его трактатах впервые в истории мелькитского богословия представлено атрибутистское троичное учение, которое в IX–X веках, не без влияния мусульманских дискуссий об онтологическом статусе атрибутов Аллаха, получило распространение среди несторианских и яковитских арабоязычных авторов. Однако данная тенденция совершенно не проявляется у таких мелькитских писателей IX столетия, как Феодор Абу Курра и Бутрус Бейт Ра’сский. Поскольку от последних Сулеймана отделяет длительный, почти 100 лет, период упадка, в течение которого богословские сочинения в мелькитской среде практически не создавались, источники его троичного учения следует искать у инославных авторов. Сравнение тринитарных доктрин Газского епископа и его современника, виднейшего несторианского богослова Илии Нисибинского, не оставляет сомнения, что именно у Нисибинского митрополита Сулейман заимствовал свою рациональную тринитарную апологетику. Таким образом, Сулейман Газский являет собой крайне редкий пример арабохристианского книжника, заимствовавшего богословские идеи из инославных источников. Его триадология служит свидетельством разрыва мелькитской конфессиональной традиции, в которой к концу Х в. завершается смена богословской парадигмы со святоотеческой на апологетическо-полемическую, в результате богословские идеи начинают оцениваться не столько с точки зрения их соответствия преданию, сколько с позиции их практической эффективности в полемике с нехристианами.
Ключевые слова: арабы-христиане, арабохристианская литература, мелькиты, несториане, яковиты, тринитарное учение, ипостась, атрибут, сущность
DOI: 10.22250/20728662_2022_2_83
Об авторе
Олег Викторович Давыденков – кандидат философских наук, доктор богословия, заведующий кафедрой Восточно-христианской филологии и Восточных Церквей, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; 115184, Россия, г. Москва, Новокузнецкая ул., 23-Б; odavydenkov@yandex.ru |