В данной статье автор показывает развитие христианского учения о промысле в сочинениях поздневизантийских богословов. Христианская мысль к тому времени обозначила догматические границы понимания божественного промысла в сравнении с античными языческими представлениями. В то же время богословие продолжало разрабатывать вопрос о согласовании божественного промысла со свободой человека и наличием зла в мире. Для этого периода оставалась актуальной полемика с языческим фатализмом и исламским детерминизмом. Автор считает, что можно говорить о наличии скрытой и опосредованной дискуссии между паламизмом и томизмом в плане возможностей теоретического обоснования божественного промысла. Паламитское обоснование промысла может быть названо «синергийной парадигмой», тогда как августиновско-томистская разработка представляет собой «умеренно-детерминистскую парадигму». Августиновское учение о благодати представляет собой, по мысли автора, точку разрыва между Западом и Востоком.
Ключевые слова: промысл, предведение, предопределение, провидение, паламизм, поздневизантийский период, августинизм, томизм, фатализм, детерминизм
DOI: 10.22250/20728662_2022_2_67
Об авторе
Каменчук Алексей Александрович - преподаватель Центра подготовки церковных специалистов Владивостокской епархии Русской православной церкви; |