В статье на основе полевых материалов, собранных автором в Нижнеколымском районе Якутии, описано современное состояние представлений коренного населения о таком социально-культурном феномене, как переселение душ. В этническом отношении носителями зафиксированных историй выступают эвены, юкагиры, чукчи, якуты, составляющие единую группу в рамках рассматриваемого вопроса, поскольку изложенные ими нарративы обладают множеством схожих структурных и содержательных элементов. В настоящее время представления о переселении душ на Нижней Колыме продолжают существовать, несмотря на значительные изменения (из практики выпало гадание и обращение к шаманам, не выявляется дифференцированная анимистическая картина мира, о которой писали В.И. Иохельсон и В.Г. Богораз). Для всех нарративов характерно наличие в семье и сообществе, где рождается ребёнок, людей, которые знали или помнят человека, чья душа переселяется в новорождённого. Распознавание чаще всего происходит не мгновенно, оно предполагает длительную актуализацию социальных связей, пристальное наблюдение за ребёнком, находящемся в многослойном пространстве. Это требует времени, памяти и способности увидеть прошлое в настоящем. Через сплетение поля отношений реализуется контекст связей (реляций), в котором представления о душе обретают свои форму, место и функцию. Данное утверждение может выступать дополнением к реляционному подходу, предложенному Р. Виллерслевом и М. Педерсеном, оставившим без внимания аспект постепенного становления пространства, в котором утверждаются анимистические категории. Временной зазор, образующийся в процессе узнавания, демонстрирует специфическое проявление времени – вхождение прошлого в настоящее и реализацию разновекторной темпоральности в пространстве.
Ключевые слова: Якутия, Нижнеколымский район, юкагиры, чукчи, эвены, якуты, реинкарнация, переселение душ
DOI: 10.22250/20728662_2022_2_41
Об авторе
Гончаров Николай Сергеевич – младший научный сотрудник Отдела этнографии Сибири, |