Современные представления о религии затрагивают не только его «классические» формообразования (традиционные, нетрадиционные, новые религиозные движения и т.п.), но и, с лёгкой руки философа эпохи Просвещения Ж.Ж. Руссо, его светские квазиобразования – гражданскую религию. Исходя из этой логики, чисто религиозное когда-то содержание, к примеру, иудео-христианского мессианства, в процессе эволюции может получить секулярные аспекты своего существования и выступать в качестве гражданской религии. «В качестве секуляризированной «мессианской идеи» библейское представление о мессии получило дальнейшее развитие в постхристианской культуре, – справедливо замечает современный исследователь А.И. Кырлежев, – где оно стало означать особую историческую миссию, которая приписывается нации, классу или отдельной личности, призванием которых является приведение человечества к окончательной гармонии, подобной представлению о религиозном спасении» [Кырлежев, 2001, 537]. В итоге по своему содержанию и функциональной направленности такого рода социально-политические или национально-мифологизированные мессианские идеи носят псевдо- или квазирелигиозный характер, что требует поиска нетрадиционных подходов в решении проблем философии религии.
Ключевые слова: гражданская религия, светская квазирелигия, религиозные движения, культура, пророчество, социальный утопизм, социализм, коммунизм
DOI: 10.22250/20728662_2022_1_92
Об авторах
Сторчак Владимир Михайлович – доктор философских наук, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений, |
|
Огородникова Ольга Александровна – кандидат исторических наук, доцент общеуниверситетской кафедры всеобщей и российской истории, |
|
Сторчак Марина Владимировна – аспирант кафедры государственно-конфессиональных отношений, |