Статья представляет анализ ряда российских исследований творчества Никласа Лумана (Niklas Luhmann, 1927–1998), фокусирующихся на понимании религии как особой аутопойетической субсистемы общества. Авторы описывают формирование «различений» в религиозной сфере социальной жизни и их «аутопойезис». Первые представления о религии как «вѣре» князя и придворной элиты имплицитно фиксируются с X–XI веков в контексте «теологических» размышлений об «истинном благочестии», которое как «правда» и «закон» противопоставляли «лжи» и «беззаконию». Общепринятый сегодня термин «религия» фиксируется в текстах на русском языке с начала XVIII века, оставаясь редким до второй половины 60-х годов XIX века, приобретая к началу ХХ века около 20 значений в спектре коннотаций от предельно возвышенных («спасительная истина») до предельно профанированных («опиум для народа») в «атеистических» изданиях советского периода, когда власть начинает конструировать «коммунизм» как глобальную перспективу «всеобщего царства правды», в котором должен утвердиться «атеизм», а все религии должны «отмереть». Современное российское религиоведение «академически» описывает феномен религии в целом ряде специализированных исследовательских направлений со своими различениями «истинного/ложного», включая и понимание её как «аутопойезиса» убеждений наших сограждан и их сообществ как «акторов» коммуникационных процессов, входящих в социальные субсистемы науки, права, медиа и т.п. со своими различениями «атеистического/религиозного». В изданиях XXI века обсуждается многообразие значений латинского слова «religio» и его производных, обозначающих как бесконечно сложную и неописуемую «экстралингвистическую реальность» бытия человека в мире, так и локальные формы «надзирания за неизвестным», редуцирующие всё «неосвоенное» к языкам конфессионального «благочестия» и индивидуальной или групповой «вернакулярной религиозности», которые сегодня могут пониматься «теологически», «атеистически» или «академически».
Ключевые слова: религия, атеизм, Россия, вернакулярная религиозность, анализ различений, аутопойезис, Н. Луман
DOI: 10.22250/20728662_2022_1_72
Об авторах
Аринин Евгений Игоревич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и религиоведения, |
|
Лютаева Мария Сергеевна – ассистент кафедры философии и религиоведения, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых; |
|
Маркова Наталья Михайловна – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и религиоведения, Владимирский государственный университет; |