Публикация продолжает исследование религиозной жизни Харбина сквозь призму фольклорных текстов его жителей (русских и китайцев). Авторы фокусируют внимание на образе Николая Угодника (Николая Чудотворца, Николая Мирликийского), неотделимого от архитектурной мифологемы города – Свято-Николаевского собора и других харбинских храмов, посвящённых образу святого. Николай Чудотворец обрёл в сознании русских строителей КВЖД черты хранителя русского города посреди маньчжурских степей и болот. Позднее, в результате деификации, его черты были перенесены на мифологического персонажа сибирского фольклора – Старика Понужая. Китайское религиозное сознание проецировало на фольклорные сюжеты о Николае Угоднике мифологему Мудрого Старца (Старика вокзала, Старика Никола), Лао-Цзы, Духа земли – ту ди гуна. Авторы исследуют разнообразные жанры (мемораты, были, былички, апокрифические легенды), в которых запечатлены образ Николая Угодника в его проявлениях святости и отношение к нему русских и китайцев. Делается вывод о выраженности в почитании святого русскими примет народного православия, в почитании Чудотворца русским и китайским населением Северной Маньчжурии первой половины XX в. – маргинального, русско-китайского типа религиозности дальневосточного фронтира.
Ключевые слова: Харбин, Николай Угодник, дальневосточный фронтир, религиозный синкретизм, мифологема, устная история, фольклорный текст, профетизм
DOI: 10.22250/20728662_2022_1_35
Об авторах
Забияко Анна Анатольевна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой литературы и мировой художественной культуры; |
|
Цзюй Куньи – аспирант кафедры литературы и мировой художественной культуры; Амурский государственный университет; |