В условиях антропологического поворота в современных исследованиях конфликтов, в которых принимала участие российская армия, в область научного поиска постепенно входит «человек на войне» и его моральное поведению в бою, в условиях тотального насилия. В российской армии Нового времени военное духовенство занималось вопросами формулирования специфической этики войны, духовной поддержки военнослужащих для выполнения воинского долга. В статье на основе воспоминаний аббата Сюрюга, писем священника Н.А. Мурзакевича, мемуаров игумена Нестора (Анисимова) и других источников анализируются ценностные ориентации священников и стратегии морального поведения в бою, выявляется организация концептов этики войны в миссии на поле боя. Исследование по указанной теме позволяет выявить те ключевые стратегии, которые являются основными для ведения военных конфликтов в странах православной культуры. По результатам исследования было обнаружено, что главной миссией полковых священников считалось сохранение конфессиональной идентичности, а не только лишь участие в «священной войне» и её сопровождение, как это предписывали идеологические лозунги. Выявлено, что в условиях новых, усложнённых предписаний военному духовенству в период Первой мировой войны священники обнаруживали противоречие между идеологическими задачами, указанными в инструкциях, и этикой войны в православной культуре, где не предполагалось «укрощения масс» военнослужащих. Результаты анализа показали, что основным принципом этики войны, которым руководствовалось военное духовенство в бою, была «любовь к ближнему», через этот принцип священники осмысляли своё и чужое моральное поведение на фронте, задавали ценностные ориентиры для военных в сложных условиях. Восприятие России как центра «церкви воинствующей» являлось своеобразным идейным центром, на который опирались клирики при формулировании задач в бою через категории «смирение», «послушание» и «грех». Полковые священники использовали в осмыслении своих стратегий поведения в мемуарах и письмах концепты «упования Божьего», «Промысла Божия» и другие.
Ключевые слова: Отечественная война (1812), Первая мировая война (1914–1918), военное духовенство, полковой священник, этос священника, миссия священника, этика войны, православная культура, Русская православная церковь
DOI: 10.22250/20728662_2022_1_15
Об авторе
Латышев Дмитрий Михайлович – аспирант кафедры онтологии и теории познания, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; |