В статье рассматриваются особенности реализации атеистической работы в одной из республик Северного Кавказа – Кабардинской АССР – в 40–50-е гг. XX в. Анализируются основные направления реализации данной работы: 1) опосредованная – атеистическая работа с использованием имевшихся на тот момент средств массовой информации; 2) непосредственная – работа, реализуемая путём прямого общения пропагандистов-агитаторов с аудиторией на местах. Даётся общая характеристика особенностям реализации атеистической работы в данный период, используемым для этого приёмам и методам. Делается акцент на широкое распространение естественнонаучных взглядов вкупе с основами марксизма-ленинизма в противовес религиозным представлениям. В работе указывается на ряд ключевых проблемных моментов, снижавших качество и результативность проводимой полевой атеистической работы – нехватка специалистов, излишняя нацеленность на массовость, отсутствие адресности. Также в статье анализируются религиозные процессы, происходившие в республиканском социуме в рассматриваемый период. Здесь основное внимание уделяется выявлению реального места, занимаемого религией в повседневной жизни жителей республики. Рассматривается деятельность служителей культа, функционирование религиозных общин и культовых зданий, распространённость в повседневной практике ключевых религиозных предписаний и участие в главных праздниках. В работе делается вывод о слабом воздействии атеистической пропаганды на религиозность населения республики и устойчивом положении религии в повседневной жизни изучаемого социума. Результаты исследования важны для понимания места, занимаемого религией в Кабардинской АССР 40–50-х гг. XX в., то есть в период так называемой религиозной «оттепели».
Ключевые слова: атеистическая работа, повседневность, пропаганда, религиозные практики, республика, социум, ритуал, обряд
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.4.56-63
Об авторе
Такова Александра Николаевна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник cектора новейшей истории, |