В статье рассмотрены бытовые подробности жизни секты скопцов Иркутской губернии в 30–40-е гг. XIX в. Материалами исследования послужили сведения из двух дел 1832 и 1848 гг. о раскрытии священниками местного прихода тайной общности скопцов в селе Голуметь. Несмотря на достаточно пристальное внимание к теме нетрадиционных религиозных течений, многие архивные материалы по этой теме всё ещё не востребованы. В материалах статьи представлены ритуальные и медицинские аспекты жизни скопцов: описания способов оскопления, характерные самоограничения в бытовой жизни и даже отдельные идейные воззрения скопцов. Благодаря архивным материалам удалось определить общие, характерные черты поведения для всех членов секты, их социальный портрет. По мнению автора, особое значение для секты имела их выживаемость, поэтому вопросу секретности при собраниях, разговорах, обрядовых действах отдавалось важнейшее значение. Скопческие общины отличались особой сплочённостью, и все уличённые в приверженности скопческих идей отметали обвинения в пропаганде таковых, а также и то, что они сами кем-либо были научены. Несмотря на преследования со стороны светских и духовных властей, благодаря особой модели поведения секта, как и некоторые другие (молокане, субботники, хлысты), существовала долгие годы и продолжала вербовать в свои ряды новых последователей. В работе выявлены основные признаки, которые отличали членов секты, что вполне соотносится с этнографическими и научными сведениями, имеющимися на данный момент.
Ключевые слова: секты, скопцы, религиозные течения, Сибирь XIX в., православная церковь
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.4.26-33
Об авторе
Евтехов Роман Артурович – кандидат исторических наук, научный сотрудник кафедры истории и теории политики; |