Культ Неба был присущ культуре чжурчжэней ещё до образования государства Цзинь. В вере в небесные предзнаменования и помощь Небес проявляются архаические религиозные представления чжурчжэней о духах. Духам Неба молились перед военными походами. Поклонение Небу или жертвоприношение Небу в форме подношений пищи и жертвенного вина предшествовало полусостязанию-полуобряду стрельбы из лука в иву с коня, что, вероятно, первоначально делалось для вызывания дождя, а в дальнейшем стало традиционным развлечением и демонстрацией военных навыков. Объединение племён и клятвы о союзе также тесно связаны с культом Неба и стрельбой из лука. Поэтому во время правления Тай-цзу Агуды состязание по стрельбе из лука в иву и поклонение Небу приобрели глубокий политический смысл. В период империи культ Неба под влиянием китайской культуры получил дальнейшее развитие. Со времени правления Тай-цзуна стрельба из лука исчезает из политической и религиозной культуры чжурчжэней, а роль Неба, наоборот, возрастает. В обычаи поклонения Небу постепенно внедряется система китайских церемоний ли, достигая своего расцвета к середине ХII в. Об этом свидетельствуют записи «Цзинь ши».
Ключевые слова: чжурчжэни, государство Цзинь, поклонение Небу, стрельба из лука в иву, церемонии ли
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.3.26-31
Об авторе
Хаймурзина Марина Ахатовна – кандидат философских наук, доцент кафедры китаеведения Амурского государственного университета; |