SCImago Journal & Country Rank

Данная работа посвящена раскрытию значения сюжета Акеды, которое он приобрёл в художественной традиции иудаизма поздней античности. С разрушением Храма у иудеев как Святой Земли, так и Диаспоры, начинает формироваться новое мировоззрение, центром изучения Писания которого становится синагога. Синагоги поздней античности начинают украшаться фресками и мозаиками на религиозные темы, и среди сюжетов, используемых при украшении, особенно выделяется сюжет Акеды – он находится в непосредственной связи с Арон Кодеш, хранилищем свитков Торы. Более того, в художественных интерпретациях сюжет Акеды начинает обрастать новыми подробностями, которые образуют определённую часть символической картины иудейской позднеантичной иконографии. В ходе статьи описаны три изображения жертвоприношения Исаака в позднеантичных синагогах, отмечены особенности каждого изображения, а далее на основании литературной традиции выделены некоторые черты именно художественной интерпретации, а также концепции, в которых художественная и литературная интерпретации разнятся. Главным объединяющим мотивом является мотив жертвы – в каждом изображении особенно выделен овен, которого Авраам принёс в жертву. Этот мотив может быть связан с разрушенным Храмом и ритуалами, совершавшимися в нём, поскольку к этому периоду в традиции появляется учение о том, что Храм построен именно в месте Акеды. Некоторые же мотивы – например, «пепел Исаака», вольная жертва и возмещение грехов народа заслугами отцов – в художественной традиции или не отражены, или вовсе отрицаются.

Ключевые слова: иудаизм, Акеда, поздняя античность, синагога, Дура-Европос, Бет Альфа

DOI: 10.22250/2072-8662.2021.2.128-135

Скачать статью (PDF)

Об авторе

 Григорьева Александра Константиновна – аспирант кафедры философии религии и религиоведения, философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова;
119192, Россия, г. Москва, Ломоносовский просп., 27, корп. 4; atoporova111@mail.ru.