Двойная и мультирелигиозная принадлежность – одна из самых актуальных тем на Западе, широко обсуждаемая в религиоведческих и теологических кругах. Любопытно то, что российские эксперты и вовсе не наслышаны об этом явлении, имея дело лишь с понятием двоеверия, которое, в свою очередь, практически не имеет отношения к мультирелигиозности в западном понимании. Что собой являет мультирелигиозность? Несмотря на кажущуюся недвусмысленность этого понятия, за ним не кроется полноценная принадлежность двум или более религиозным традициям, а чаще всего формальная принадлежность одной религии и весьма фрагментарная приверженность другой или другим религиям. Понятие мультирелигиозности сопряжено с пониманием религии периода постмодерна, отрицающего какие бы то ни было эссенциалистские определения религии и строго придерживающегося контекстуализма, что позволяет говорить о гибридном характере религий и религии, а также о возможности размывания и расширения понятия христианской идентичности. Какие межрелигиозные модели позволяют оперировать понятием мультирелигиозной принадлежности и как христианская идентичность в её классическом эксклюзивном понимании может сосуществовать с мультирелигиозностью? В протестантской среде понятие мультирелигиозности является дериватом плюрализма, в то время как в римско-католическом контексте она сотрудничает с инклюзивизмом, который, в свою очередь, пытается ограничиться использованием лишь перформативного аспекта чужих религий. В рамках этого исследования будет предпринята попытка понять, возможно ли сохранить христианскую идентичность в контексте мультирелигиозности, и предложить альтернативу в ситуации кризиса христианства на Западе.
Ключевые слова: мультирелигиозная принадлежность, двойная религиозная принадлежность, межрелигиозная теология, плюрализм, инклюзивизм, религия постмодерна
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.2.87-96
Об авторе
Тайване Элизабете – доктор теологических наук, доцент Факультета Теологии, Латвийский университет; |