История XIX–ХХ веков высветила ряд специфичных аспектов феномена религиозной идентичности, корни которых прослеживаются с Античности и эпохи Реформации. Разделяются «язык носителя идентичности» («язык первого порядка») и «язык экспертов» («язык второго порядка»), отличающиеся как наблюдение за реальностью и наблюдение за наблюдателями реальности. Исследование анализирует представления о «своём», «чужом», глобальном, локальном и глокальном на материалах из Беларуси и России в сравнении с материалами из Германии. Рассмотрены альтернативные формы личной и групповой идентификации, которые прошли ряд исторических этапов своих взаимоотношений, сохранив значимость до настоящего времени, часто трактуясь как отношение абсолютного «добра» с абсолютным «злом», при этом в одном случае «добром» выступает одна религия, а в другом – другая.
Ключевые слова: религиозная идентичность, «своё», «чужое», глобальное, локальное, глокальное, Беларусь, Германия, Россия
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.2.75-86
Об авторах
Аринин Евгений Игоревич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и религиоведения, |
|
Бендин Александр Юрьевич – доктор исторических наук, профессор, Институт теологии Белорусского государственного университета; |
|
Маркова Наталья Михайловна – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии и религиоведения, |
|
Матушанская Юлия Григорьевна – доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения, |