Пятнадцать лет назад британский религиовед Кристофер Партридж предложил концепцию оккультуры. С тех пора она стала активно использоваться как рабочая модель для анализа форм бытования эзотерических элементов в современной культуре. Когда Партридж создавал свою концепцию, он опирался на ситуацию конца 90-х начала 2000-х годов, время, когда эзотерические элементы закреплялись в культуре. Дистанция, отделяющая нас от труда Партриджа, с неизбежностью должна была внести коррективы в его теорию. Чтобы определить степень этих корректив, мы обратимся к современным нарративам, ставшим концентраторами эзотерической мифологии. Анализируя экранную культуру, Партридж отдельно остановился на кейсе сериала «Секретные материалы». Для него «Секретные материалы» являлись «сильнейшим метатекстом», сконденсировавшим различные нарративы оккультуры. В год выхода книги Партриджа на телеэкраны был выпущен новый сериал «Сверхъестественное». Этот сериал фактически стал новым метатекстом, аккумулирующим почти весь массив эзотерической мифологии, накопленный за века существования девиантной религиозности. В статье анализируется мифология сериала по трём темам: мир-механизм, демоны как антагонисты и монотеизм. В заключение делается вывод о том, что современный оккультурный метатекст не только конденсирует в себе все сюжеты оккультуры, но и преображает их. Экранная культура создаёт новые религиозные мифы, используя элементы классической мифологии. При этом очевидно, что в основе такого конструирования лежат современные представления об этике и духовности.
Ключевые слова: западный эзотеризм, экранная культура, бог, монотеизм, демонология, экзорцизм
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.2.66-74
Об авторе
Носачев Павел Георгиевич – доктор философских наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; |