Статья посвящена анализу антропологических представлений одной из основных школ религиозного даосизма – Цюаньчжэнь – в аспекте выявления и рассмотрения буддийских элементов позднедаосской антропологии. В качестве основного источника для анализа взят текст XVII века Лун мэнь синь фа («Закон сердца-сознания [согласно традиции] Лунмэнь»), в котором изложены воззрения Ван Чан-юэ, наставника даосской школы Цюаньчжэнь/Лунмэнь. В статье рассматриваются буддийские элементы позднедаосской соматологии и психологии: представления о сердце-сознании (синь), концепция «жизненности мудрости» (хуэй мин), доктрина «истинного духа» (чжэнь лин, юань шэнь). Центральное понятие текста – сердце-сознание (синь) – истолковывается Ван Чан-юэ в значительной мере в буддийском ключе. Такие понятия как материальное тело (сэ шэнь) и Тело Закона (фа шэнь) рассматриваются в тексте в духе позднебуддийской махаянской психологии. В статье также разбирается доктрина «истинного духа» (чжэнь лин), который истолковывается в значительной степени в китайско-буддийском ключе. В заключение рассматривается критика буквалистского истолкования популярной в среде последователей даосизма, в особенности адептов внутренней алхимии, концепции «зародыша бессмертия» (сянь тай, шэн тай), или «дитяти» (инъэр). В статью включены фрагменты Лун мэнь синь фа, впервые переведённые на русский язык, иллюстрирующие буддийские влияния на позднедаосскую психологию и соматологию.
Ключевые слова: даосизм, буддизм, Цюаньчжэнь, Лунмэнь, Лун мэнь синь фа, антропология, психология, соматология, Тело Закона/Дхармы» (фа шэнь), «жизненность-долголетие» (шоу мин), «жизненность мудрости» (хуэй мин), «истинный дух» (чжэнь лин)
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.2.44-55
Об авторе
Ленков Павел Дмитриевич – кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, |