Публикация посвящена взаимодействию религий в истории эвенкийского общества, начиная с эпохи освоения Сибири Российской империей. Рассматривается процесс христианизации различных групп эвенков, в среде которых распространение степени влияния новой религии существенно отличалось. Привлекаются сведения документальных источников и примеры текстов устного народного творчества эвенков, позволяющие обозначить причины формального статуса христианской религии в среде многих эвенкийских групп. Приводятся сведения об истории проникновения буддизма в среду эвенков Забайкалья, что связывается с приобретением этнографических традиций скотоводства в тесной культурной взаимосвязи с монгольскими группами и родами. Приводятся документальные статистические сведения о распространении буддизма в Забайкальском регионе. Анализ привлечённых документальных и фольклорных источников демонстрирует высокую степень сохранности и социального влияния эвенкийского шаманизма в начале XX в. Обозначаются причины утраты традиций эвенкийского шаманизма, основными из которых являются репрессивная государственная политика в 30–40-е гг. XX в. и деградация культурных и этнографических традиций этноса во второй половине XX в. Представлена специфика мировоззренческих и религиозных предпочтений в современном эвенкийском обществе, характеризующаяся сосуществованием атеистических, христианских, буддистских и языческих (шаманских) воззрений. В завершение анализируются перспективы эвенкийского шаманизма, которые связываются с возможной сменой морально-нравственных общественных норм человеческого общества в сторону экологического мышления, свойственного миноритарным этносам Сибири. По мнению автора, в культуре эвенков, как и других коренных этносов Сибири, предстоит трансформация востребованных языческих традиций в процессе их адаптации к объективным условиям эпохи глобализации.
Ключевые слова: эвенки, шаманизм, христианство в Сибири, буддизм в Забайкалье, ноосфера, трансформация этнического мировоззрения
DOI: 10.22250/2072-8662.2021.2.17-27
Об авторе
Варламов Александр Николаевич – доктор филологических наук, старший научный сотрудник сектора Cеверной филологии, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН; |