SCImago Journal & Country Rank

 

На основе анализа мифов и шаманской обрядности изучена историческая трансформация образа неба в даурской культуре. Авторы полагают, что даурское понятие «тэнгэр» («небо») имело отношение не только к собственно небу, но и к верхушкам оленьих рогов, вершинам деревьев, верхней части головы человека и коня. Сравнивая даурскую и бурятскую шаманскую обрядность, они приходят к выводу о поклонении древних людей образу «тэнгэр» как солнцу и луне. После неолита почитание «тэнгэр» выразилось в тотемном культе орла. С поклонением небу связан также культ коня и традиционные жертвоприношения коней и быков белой масти. Выяснено, что сказочные герои некоторых даурских мифов также имеют «солнечное» происхождение. Солнце в мифе предстаёт также в образе матери. Проанализированы исторические образы солнца и луны у древних людей, связанные с почитанием неба. Установлено, что в период матриархата, когда зародились парные браки, появился миф о браке двух родных братьев с двумя небесными феями (дакини). По мнению авторов, феи могли символизировать солнце и луну. В последующем в мифологии древнемонгольских народов (включая дауров) солнце и луна предстают в образе отца и матери, что отражает переход общества к эндогамным отношениям. После появления шаманизма культы солнца и луны претерпели изменения, связанные с тесным взаимодействием с новыми религиозными представлениями. Очевидно, в этот период произошло очередное перевоплощение образов солнца и луны в «глаза предков». Так, согласно даурскому видению мироздания, именуются солнце и луна. Материализованными изображениями светил являются медные зеркала на шаманской одежде.

Ключевые слова: небо «тэнгэр», солнце, луна, орел, конь, женский и мужской образы, шаманизм, мифы

DOI: 10.22250/2072-8662.2021.1.82-90

Скачать статью (PDF)

Об авторах

Сайнтана – доктор философских наук, профессор, Хулунбуирский университет;
021008, Внутренняя Монголия КНР, г. Хайлар, ул. Сюефу, 83; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ли Пин – кандидат философских наук, профессор Хулунбуирский университет, Институт по исследованию истории и культуры национальных меньшинств Хулунбуира;
021008, Внутренняя Монголия КНР, г. Хайлар, ул. Сюефу, 83; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Цыбенов Базар Догсонович – кандидат исторических наук, доцент; старший научный сотрудник отдела истории и культуры Центральной Азии;
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН; 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.