SCImago Journal & Country Rank

В XIX – начале ХХ вв. нанайцы являлись одной из самых крупных тунгусо-маньчжурских народностей Дальнего Востока России. Пристальное изучение их традиций и обычаев началось в середине XIX в., когда на Амур были направлены многочисленные этнографические экспедиции учёных (Л.И. Шренк, Р.К. Маак, К.И. Максимович). В первую очередь исследователей интересовала материальная культура нанайцев, религиозные традиции затрагивались в русле этнографических изысканий. В последней четверти XIX в. внимание учёных было направлено на описание нанайских обрядов перехода (Д. Кропоткин, П.П. Шимкевич). Научные экспедиции начала ХХ в. своей целью ставили описание духовной культуры нанайцев, её отражение в материальной культуре (И.А. Лопатин, Л.Я. Штернберг). Описание религиозных воззрений нанайцев зафиксированы в результате миссионерской деятельности Благовещенской и Владивостокской епархий. В 1932 г. бывшим дальневосточником, писателем Венедиктом Мартом опубликован рассказ «Дэрэ – водяная свадьба», где он в художественной форме, внося определённые элементы вымысла, аккумулирует и систематизирует накопленные знания о нанайском народе. Несмотря на то, что Венедикт Март пишет об отрицании религиозных обычаев и традиций советским поколением нанайцев, рассказ, по сути, воспроизводит поступательно зафиксированный сюжет свадебного обряда.

Ключевые слова: историография религии нанайцев, нанайцы, гольды, шаманизм, художественная этнография, Венедикт Март, дэрэ, обряды перехода

DOI: 10.22250/2072-8662.2020.4.137-147

Скачать статью (PDF)

Об авторе

 Землянская Ксения Александровна – аспирант кафедры литературы и мировой художественной культуры,
ассистент кафедры литературы и мировой художественной культуры; Амурский государственный университет;
675027, Россия, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21; phlox@mail.ru