В настоящем исследовании делается попытка разграничения двух социологических категорий – конфессиональной религиозной идентичности, которые долгое время рассматривались как синонимы, как единое понятие в отечественной и зарубежной науке. Конфессиональная идентичность исследовалась долгое время в отечественных общественных науках в тесной связи с религиозной идентичностью. Последняя понималась как качество, являющееся результатом отождествления индивида с определённой религиозной доктриной, определённой религиозной семиосферой. Конфессиональная религиозная идентичность является проекцией национальной, этнической идентичности. На основании национальной идентичности формируется конфессиональная идентичность, которая становится основой формирования религиозной идентичности. Данный вывод делается на основе анализа ценностей жителей России, Украины, Белоруссии, население которой исповедует православие. Формированию специфического вектора религиозной идентичности способствует дискурсивное окружение. Под дискурсом в исследовании понимается система текстов, семантики, смыслов, окружающих то или иное общественное явление. Конфессиональную и религиозную идентичности формируют философско-богословский, мифологический, художественный, идеологический и политический дискурсы [Макаров, 2003]. На основе дискурсивного анализа этнической и конфессиональной идентичности выделяются социологические и семиотические маркеры получение автокефалии Православной Церкви Украины и анализируется социокультурная роль греко-католической церкви на западе Украины.
Ключевые слова: религиозная идентичность, конфессиональная идентичность, этническая идентичность, дискурс, обряд, культ, этнофилия
DOI: 10.22250/2072-8662.2020.4.108-118
Об авторе
Юрасов Игорь Алексеевич– доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры государственного управления и социологии региона |
|
Юрасова Ольга Николаевна – старший преподаватель кафедры “Английский язык” Пензенского государственного университета; |