В настоящей статье предлагается новый взгляд на полевые материалы, собранные выдающимся этнографом-тунгусоведом Глафирой Макарьевной Василевич. Автор статьи обращает внимание на те идеи в полевых материалах, которые непосредственно связаны с мышлением эвенков. В процессе работы в архиве МАЭ РАН было отмечено, что полевые материалы, касающиеся воображения эвенков, могут быть подкреплены современной когнитивной наукой. В качестве материалов для анализа выступают разнородные материалы, отсылающие к мышлению эвенков: охотничьи амулеты, названия, представления о внешнем виде птиц и об образе огня. В качестве методологической базы аналитического комментария взяты идеи об имплицитных значениях (М. Дуглас), теории разума (Жерве и другие), а также беспорядочной телеологии (Банержи, Блум и другие). Каждый из выбранных концептов и все они вместе позволяют взглянуть на воображение эвенков, генерирующее представления о сверхъестественном на основе повседневного мышления. В статье показано, как языковые, логические и моральные категории через мисаттрибуцию расширяются до мира животных и природных явлений.
Ключевые слова: теория намерений, когнитивное религиоведение, беспорядочная телеология, полевые материалы, антропология, эвенки, Василевич
DOI: 10.22250/2072-8662.2020.4.76-82
Об авторе
Белова Александра Дмитриевна – магистр религиоведения, лаборант-исследователь института философии СПбГУ; |