Восточная Европа и Сибирь являются территориями раннего расселения разных групп человечества. На Русской равнине первые стоянки людей современного анатомического типа датированы временем около 40 тыс. л.н. В Сибири группы Homo erectus появляются в эпоху нижнего палеолита. Позднее здесь расселялись денисовцы, неандертальцы и люди современного анатомического типа (кроманьонцы). Кроманьонцы проникают в Сибири около 45 тыс. л.н. Локальные группы популяций Homo создали развитые культуры, включавшие широкий набор признаков поведенческой современности. Для локальных групп кроманьонцев достоверно установлено появление зооморфных скульптур в период около 34 кал. тыс. л.н., в начальный период верхнего палеолита. К концу ориньяка – началу граветта зооморфные образцы мобильного искусства становятся типичным явлением. Археологический контекст расположения артефактов и особенности их внешнего вида в ряде случаев свидетельствуют, что зооморфные изделия выступали атрибутами зоолатрии. Открытие скульптуры «льва» в Денисовой пещере допускает, что зоолатрия была свойственны денисовцам. С возрастом не моложе 45 тыс. л.н. фигурка льва из Денисовой пещеры является древнейшим из ныне известных чётко документированных зооморфных образцов палеолитической скульптуры. Наличие зоолатрии в территориально и антропологически разных культурах указывает, что она закономерно формируется на стадии достижения определённого уровня развития человеческих популяций и является естественным результатом антропо- и культурогенеза. Зоолатрия – универсальное явление. Наряду с общими признаками, ей присущи локальные особенности. В разных локальных группах зоолатрия имеет специфические признаки, обусловленные природными факторами, стратегиями адаптации и особенностями воображения. В локальных культурах зоолатрия соединялась в разных сочетаниях с погребальной обрядностью, промысловой магией, гендерными культами и другими формами религии. В результате возникали локально специфические конфигурации форм религии, в которых своеобразно сопрягались зоолатрия, магия, погребальные практики и другие формы религии. Т.о., в разных локальных культурах морфология религии имела разную конфигурацию. Исследование зоолатрии локальных групп «базисной евразийской» популяции демонстрирует вариативность морфологии (внутреннего строения) религии даже в культурно родственных и хронологически близких сообществах.
Ключевые слова: мобильное искусство, скульптура, Сибирь, Восточная Европа, верхний палеолит, религия, зоолатрия, символизм, морфология религии
DOI: 10.22250/2072-8662.2020.4.5-27
Об авторе
Забияко Андрей Павлович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой религиоведения и истории,
|