Автор анализирует причины трудного возвращения научных работ Н.М. Маторина (1898–1936) в российскую историографию постсоветского периода. Она видит их не только в изъятии трудов учёного из библиотек в сталинскую эпоху, но и в том, что в современном академическом сообществе сложилось мнение, что он был лишь «провинциальным пропагандистом атеизма», партийным выдвиженцем, не занимавшимся наукой, полностью отрицавшим экспедиционную собирательскую работу, стремившимся уничтожить этнографию и науку о религии, подменив ее борьбой с религиозными пережитками. Это мнение возникло под влиянием некоторых ранних постсоветских публикаций, появившихся на волне понятного стремления к теоретическому обновлению отечественной этнографии и вызванного этим стремлением отказа марксизму в праве на существование вообще в качестве теоретического основания исследований. Статья сопровождается публикацией трёх писем к дочери Н.М. Маторина, написанных в середине 1960-х гг., проливающих свет на появление первых публикаций о нём.
Ключевые слова: Н.М. Маторин, марксизм, атеизм, религиоведение, народная религиозность, этнография
DOI: 10.22250/2072-8662.2020.3.112-119
Об авторе
Шахнович Марианна Михайловна – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии религии и религиоведения Института философии СПбГУ; |