SCImago Journal & Country Rank

В статье раскрывается современная ситуация вокруг религиозных судов, арбитражей и учреждений медиации в государствах Северной Америки, анализируются их структура, основные функции и деятельность. В США активно действуют католические и православные церковные суды, суды и органы медиации в протестантских церквях и деноминациях, раввинские и шариатские суды, органы по разрешению конфликтов у буддистов, индуистов, мормонов, саентологов. Власти США в целом не вмешиваются в их деятельность, если отсутствуют нарушения прав и свобод граждан, но иногда на уровне штатов (Аризона, Вайоминг, Индиана, Оклахома, Теннесси, Техас) применение религиозных норм в третейских судах запрещается. Аналогичная ситуация сложилась в Канаде, где официальные религиозные суды функционируют на законной основе, но в провинциях Онтарио и Квебек на волне общественного недовольства и требований правозащитников деятельность религиозных судов в сфере семейных отношений была ограничена (во многом из-за опасений формирования параллельной «шариатской юстиции»). Мнения североамериканских исследователей по данному вопросу разделились: одни считают деятельность религиозных судов нарушением принципа светскости и полагают необходимым запретить их деятельность, другие – реализацией религиозных свобод и выступают за их сохранение в законодательных рамках. В итоге дискуссия сводится к определению места религии в светском государстве и защите прав человека. Ситуация вокруг религиозных судов поднимает проблему сочетания индивидуального и коллективного права на свободу вероисповедения. Оптимальным решением видится сохранение религиозных судов в рамках религиозных объединений при ограничении сферы их деятельности светскими законами исходя из приоритета прав человека.

Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, светское государство, религиозные объединения, религиозный суд, религиозный арбитраж, религиозная медиация, США, Канада

DOI: 10.22250/2072-8662.2020.3.88-96

Скачать статью (PDF)

Об авторе

Мухаметзарипов Ильшат Амирович – кандидат исторических наук, заместитель директора по науке, Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан; 420111, Россия, г. Казань, ул. Лево-Булачная, 36а; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.