SCImago Journal & Country Rank

Массовое приобщение первых постсоветских поколений россиян к конфессиональным стандартам веры в рамках общеобразовательной школы в 1990-е годы рассматривалось на разных управленческих уровнях как вполне приемлемое решение. Этому способствовали, с одной стороны, декларируемая большинством населения страны принадлежность к определённой конфессии – православию – и его институциональному носителю – Русской православной церкви (далее – РПЦ), а с другой – поиск новой идентичности как обществом в целом, так и элитами (новыми и прежними). Представление о «традиционности» конфессий идеально соответствовало этой задаче. Образовательная инициатива, выдвинутая РПЦ (располагавшей собственным дореволюционным образцом для воспроизведения) была институционализирована в качестве, de-jure, светского культурологического предмета – «Основы православной культуры» (далее – ОПК). По итогам общественной дискуссии этот предмет был интегрирован в учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) и совмещён с предметами-модулями на выбор. Однако на практике ОПК оказался далеко не самым востребованным среди родителей учащихся предметом. Парадокс заключается в том, что, несмотря на массовое декларирование приверженности православию, большинство россиян не видят необходимости в знакомстве с систематическими вероучительными положениями религии, которую объявляют своей. Эти выводы подкрепляются анализом данных двух социологических опросов, участниками которых стали изучавшие школьный предмет ОРКСЭ.

Ключевые слова: постсоветская идентичность и православие, религия в системе образования РФ, массовое религиозное сознание

DOI: 10.22250/20728662-2025-4-60-68

Скачать статью (PDF)

Об авторе

Кравчук Никита Сергеевич – аспирант кафедры философии и религиоведения, Институт государственной службы и управления, РАНХиГС; 119571, Россия, г. Москва, просп. Вернадского, д. 82, стр. 1; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.