SCImago Journal & Country Rank

Армянские народные сказки, повествующие о человеке, обращающемся с жалобой к Богу, составляют значительное количество и были записаны армянскими фольклористами в разные времена на различных диалектах и наречиях. Исследование типичной сюжетной схемы цикла сказок с применением модели, предложенной сравнительной мифологией, направлено на выявление жизненной философии пройденного героем пути, особенностей инициации и народных представлений о взаимодействии с божественным началом. В статье, принимая за основу иерархический порядок сфирот Древа Жизни, символика пути к Богу интерпретируется по-новому, в контексте же трансформации мифологического нарратива в сказочный выявляется наиболее архаичная мифологема о герое, обращающемся к Богу за советом. Формулируется вывод о том, что, несмотря на сюжетные вариации, фольклорный и литературный варианты сказки «Глупый человек» обладают идентичной повествовательной схемой, в рамках которой Бог или его функциональные заменители выступают как ключевые элементы, сопровождающие процесс духовного преображения и экзистенциального осмысления бытия героем, а непосредственный контакт с ними направлен на выявление судьбоносной значимости восприятия и интерпретации божественного слова и мысли.

Ключевые слова: Бог, мудрый старик (старец), глупый человек, путешествие, инициация, женщина, возвращение

DOI: 10.22250/20728662-2025-3-168-178

Скачать статью (PDF)

Об авторе

Аветисян Сатеник Арутюновна – кандидат филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт литературы им. М. Абегяна Национальной академии наук Республики Армения; 0015, Республика Армения, Ереван, ул. Сурб Григора Лусаворича, 15; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.