В статье ставится задача построить синтетическую модель сознания буддийской Абхидхармы и феноменологии, в рамках которой феноменология может рассматриваться не только как «строгая наука», подчинённая стремлению нахождения принципов реализации аподектического знания, но и как сотериологический проект, представляющий из себя учение об освобождении сознания, способах внутренней трансформации и реализации истины, подобно тому, как это представлено в буддизме. Показано, что феноменология и Абхидхарма, несмотря на их различное происхождение, имеют значительное сходство в подходе к исследованию сознания. Обе традиции придают большое значение пониманию сознания как центрального элемента человеческого опыта, однако их методы и цели в исследовании сознания различаются, что отражает их культурные и философские корни. Модель, объединяющая подходы феноменологии и Абхидхармы, может включать в себя три основных компонента. Первый компонент – интенциональность сознания – разработанный в феноменологии, утверждает, что сознание всегда направлено на что-то, будь то объект, мысль или ощущение. Второй компонент – анализ дхарм, заимствованный из Абхидхармы, рассматривает сознание как совокупность временных и изменчивых элементов, называемых дхармами. Третий компонент – процессуальность сознания, объединяет идеи феноменологии и Абхидхармы, рассматривая сознание не как статичную сущность, а как непрерывный процесс. Отмечается, что объединенная модель феноменологии и Абхидхармы может предложить целостный подход к пониманию сознания, в котором осознание интенциональности, анализ дхарм и признание процессуальности сознания способствуют достижению духовного освобождения, а саму феноменологию позволяет рассмотреть в сотериологическом ракурсе, т.е. не только как философскую традицию, но и как специфическую духовную практику.
Ключевые слова: буддизм, Абхидхарма, феноменология, сознание, дхармы, интенция, феноменологическая редукция, сотериология
DOI: 10.22250/20728662-2025-2-140-148
Об авторах
![]() |
Уланов Мерген Санджиевич – доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и культурологии, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова; 358000, Россия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
![]() |
Воробьев Валерий Владимирович – младший научный сотрудник лаборатории «Комплексные буддологические исследования», Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова; 358000, Россия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |