Рассказы о богах ками в японских сборниках поучительных рассказов сэцува интересны не только с той точки зрения, какие представления о ками бытуют в этой традиции, но и с той, насколько и как именно эти представления систематизированы. По сборникам можно судить о знакомстве литераторов с учениями о богах, о распространении синтоизма как совокупности жреческих или монашеских теоретических построений. В «Собрании примечательных рассказов из прежних и нынешних времён» («Кокон тё:мондзю:», XIII в.) рассказы о богах выделены в самостоятельный раздел. Их темы – связь людей с богами, качества и действия человека, привлекающие богов на помощь людям, участие богов в судьбе всей страны. Источниками послужили, вероятно, наставления для паломников святилищ Исэ и Ивасимидзу, а также предания святилищ старой и новой столиц (Киото и Нара), горы Хиэй, гор Кумано, нескольких провинциальных святилищ. Основных сюжетов здесь три, они могут совмещаться: боги открывают людям некие знания в вещем сне или через одержимых; боги являют гнев и милость, причём более всего ценят в людях милосердие, а гневаются из-за насилия над слабыми; боги откликаются на молитвы и на песни вака или помогают своим любимцам даже и без молитв. Обряд выглядит как установленный издревле и при этом изменяемый применительно к случаю; поучительная составляющая рассказа как раз и состоит в том, чтобы дать пример удачного или неудачного выбора в обрядовых действиях.
Ключевые слова: синтоизм, буддизм, традиция поучительных рассказов сэцува, Татибана Нарисуэ, «Кокон тё:мондзю:»
DOI: 10.22250/20728662-2025-2-64-75
Об авторе
![]() |
Надежда Николаевна Трубникова – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; 119571, Россия, г. Москва, пр-т Вернадского, 82; trubnikovann@mail.ru |