В статье исследуется отношение русского духовно-академического сообщества к «философии всеединства» В.С. Соловьёва. Автор демонстрирует сходства и отличия православного академического теизма и религиозной философии Соловьёва; выявляет моменты критики метафизики Соловьёва, касающиеся его гносеологических и онтологических воззрений. В статье обозначены расхождения среди духовно-академических авторов в оценке значения философского наследия В.С. Соловьёва. Автор отмечает, что отношение православных теистов к философскому творчеству В.С. Соловьёва отличалось неоднозначностью и противоречивостью. С одной стороны, они положительно воспринимали его те его труды, которые критиковали позитивизм и материализм. С другой стороны, по мере формирования религиозно-идеалистических воззрений Соловьёва с уходом в полупантеизм, софиологию и «цезаропапизм», отношение представителей духовно-академической философии к нему становилось более критичным. Философы из высших духовных школ не принимали достаточно вольное понимание Соловьёвым самой природы Совершенного Существа, в частности, его философские трактовки всех трёх божественных ипостасей.
Ключевые слова: религиозная философия, духовно-академический теизм, метафизика всеединства, гносеология, нравственная философия, В.С. Соловьёв
DOI: 10.22250/2072-8662-2024-4-143-149
Об авторе
Дьяконова Татьяна Ивановна – аспирантка кафедры философии религии и религиоведения философского факультета, |