В статье анализируется отношение к картезианской философии в православной академической мысли. Показано, что интерес к рационализму Декарта проявился среди русских православных философов уже в начале XVIII в. Существенное внимание к наследию Декарта было характерно для русского академического теизма в конце XIX – начале ХХ вв., при этом основное значение придавалось религиозной онтологии Декарта, а также его космологии. Среди других представителей картезианства православные авторы обращали внимание на Н. Мальбранша, в частности, на его теорию видения «всех вещей в Боге». В статье отмечается высокая оценка наследия Мальбранша со стороны отдельных духовно-академических исследователей, считавших его философские воззрения вполне оригинальными. Примечательно, что духовно-академические исследователи видели много общего в учении Мальбранша и «критической философии» И. Канта (особенно в понимании природы опытного познания, рецепции пространства и времени).
Ключевые слова: духовно-академическая философия, картезианство, рационализм, Декарт, Мальбранш, религиозная онтология, бессмертие души, теоцентризм
DOI: 10.22250/2072-8662-2024-4-136-142
Об авторе
Пишун Сергей Викторович – доктор философских наук, профессор Департамента философии и религиоведения Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета; 690922, Россия, г. Владивосток, пос. Аякс, д. 10, кампус ДВФУ; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |