Статья посвящена рассмотрению вопроса о влиянии жизни в условиях дальневосточного фронтира на религиозные представления и обрядовые действия русских переселенцев, исповедовавших духовное христианство во второй половине XIX века. Теоретическая основа исследования базируется на публикациях, в которых раскрываются темы религиозного ландшафта и сакральной географии (работы Е.М. Главацкой, П.К. Дашковского, С.Г. Сафронова, Д.В. Громова, А.П. Забияко и др.), а также дальневосточного порубежья (публикации А.П. Забияко, в которых изложены концептуальные положения, раскрывающие смыслы понятий фронтир и порубежье). Источниковая база исследования представляет собой публикации этнографического и религиоведческого характера, подготовленные первым амурским краеведом А.В. Кирилловым. Основная идея работы состоит в том, чтобы показать, что под влиянием жизни на Дальнем Востоке религиозные представления переселенцев претерпевали изменения. Представления об устройстве мира, о мессии перерабатывались с учётом региональных особенностей. Формировались новые предания, отражавшие реальные или вымышленные ситуации жизни в Приамурье. В менявшейся мифологии учитывалось географическое расположение; использовались местные топонимы. Благовещенск воспринимался как Новый Иерусалим, как Сион; местная река Зея воспринималась как аналог Красного моря, воды которого благодаря молитвам могут чудесным образом расступиться. Представители конкурирующих религиозных групп демонизировались. Трансформация мифологических сюжетов объясняется потребностью русских переселенцев в культурной адаптации на новом месте и сохранении этнорелигиозной идентичности. Религиозные действия переселенцев, судя по описаниям А.В. Кириллова, были менее подвержены изменениям. Люди дальневосточного фронтира продолжали практиковать унаследованные от прежних поколений обряды в ситуациях, когда рациональное поведение не помогало. Участие в религиозных обрядах помогало сохранять связь с единоверцами на материнских территориях, поддерживало представление о целостности большой общины, способствовало сохранению уникальной этнорелигиозной идентичности.
Ключевые слова: дальневосточный фронтир, религиозный ландшафт, сакральный ландшафт, топография священного, духовные христиане, прыгуны, А.В. Кириллов, Камчатские епархиальные ведомости, идентичность
DOI: 10.22250/2072-8662-2024-4-114-123
Об авторе
Пелевина Ольга Викторовна – кандидат философских наук, декан факультета международных отношений,
|