В статье рассматриваются представления тувинцев о жизненной силе, болезни и смерти человека, в которых видно отражение шаманской мифологии. Описаны воззрения о жизненной силе человека, ключевом понятии, охватывающем представления о болезни и смерти. В тувинской культуре понятие жизненной силы выражено лексемами тын, кут, сунезин. Однако в последние десятилетия среди тувинцев для обозначения жизненной силы человека наиболее употребительным является слово сунезин, хотя в текстах, записанных в 1970-е годы, слова кут, тын встречались. Выявлены признаки потери жизненной силы, позволяющие определить человека, оставшегося без сунезина. К ним относилось плохое физическое самочувствие взрослого – сонливость, потеря аппетита, худоба, усталость и др. У ребенка отмечали плаксивость, вялость, плохой сон и потерю аппетита. Людям, имевшим такие симптомы, в народной среде советовали обращаться к ритуальным специалистам – шаману и ламе, которые могли провести обряд призывания или ловли ушедшей жизненной силы ребенка и взрослого. В нарративах, записанных от шаманов, жизненная сила представляет собой некую «видимую» субстанцию, которая доступна только зрению магического специалиста. Проанализированы традиционные представления тувинцев о болезни и смерти человека, которые напрямую зависят от наличия жизненной силы в человеческом теле. Выявлено, что для сохранения жизненной силы должны быть соблюдены определённые поверья и запреты, регламентирующие поведение человека в обычной жизни. Несоблюдение этих запретов могло привести к возникновению болезни или наступлению смерти человека.
Ключевые слова: мифологические воззрения тувинцев, жизненная сила человека, признаки потери жизненной силы, своё-чужое, ритуальные специалисты, болезнь и смерть человека
DOI: 10.22250/2072-8662-2024-4-99-106
Об авторе
Юша Жанна Монгеевна – доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии Сибири, |