SCImago Journal & Country Rank

После монголо-татарских нашествий Армения вошла в состав образовавшегося гигантского государства, в результате которого армяне познакомились с жизнью, обычаями и национальными особенностями монголов, пришедших с Дальнего Востока. Одновременно армянская историография того времени стала важным источником о монголах. Статья посвящена анализу упоминаний о религиозных представлениях монголов в «Истории армян» армянского историка Киракоса Гандзакеци. В результате исследования становится ясно, что Киракос Гандзакеци, попавший в плен в результате монгольского нашествия и впоследствии работавший переводчиком у монголов, был хорошо знаком с бытом, религиозным поведением и верованиями монголов и оставил ценные сведения о них, сравнительный анализ которых позволяет выделить следующие важные соображения: 1) в период жизни Киракоса Гандзакеци (середина XIII в.) в религиозных представлениях монголов ещё преобладали племенно-национальные верования и особенно тенгрианство, 2) в этот же период среди монголов уже распространялись мифы и легенды о чудесном рождении и происхождении Чингисхана, 3) в то же время монголы постепенно знакомились с религиозными представлениями буддизма Махаяны, хотя отношения монгольских племён с религиозно-культурным наследием других народов обнаруживает и примеры принадлежности к другим религиям. Киракос Гандзакеци в качестве первоисточника даёт важные сведения об обычаях, о традициях, о социальном строе и о супружеских отношениях восточных народов, анализ которых позволяет констатировать, что влияние древних монгольских религиозных мировоззрений особенно сильно. Исследование упоминаний Киракоса Гандзакеци о религии монголов может помочь глубже понять особенности религиозной жизни монголо-татарских племён середины XIII века, представления о «вечном небе», влияние раннего буддизма, а также раскрыть отношение покорённых народов Закавказья к монголам.

Ключевые слова: Армения, монголы, религия, Тенгри, шаманизм, буддизм

DOI: 10.22250/2072-8662-2024-4-68-75

Скачать статью (PDF)

Об авторах

Барсегян Паргев Ашотович – кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой религиоведения,
Ереванский государственный университет;
0025, Республика Армения, г. Ереван, ул. Алека Манукяна, 1; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Оганнисян Оганнес Ваагнович – доктор исторических наук, доцент кафедры религиоведения,
Ереванский государственный университет;
0025, Республика Армения, г. Ереван, ул. Алека Манукяна, 1; Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.